Мастер-класс по StarCraft

У вас никогда не было домашней зверушки, поэтому в StarCraft: Brood War вы решили восполнить этот пробел и играть за зергов. Однако эти инопланетные твари почему-то совершенно не поддаются дрессировке, разбегаются в разные стороны, норовят цапнуть за палец законного хозяина? На помощь придет профессионал из команды RoX.KIS, один из лучших зергов Европы, чемпион Украины 2008 года Дмитрий «Dimaga» Филипчук.Самая главная сложность игры за зергов заключается в том, что юниты этой расы менее живучие и очень многочисленные. Нужно управлять ими так, чтобы каждая зверушка из вашего многочисленного войска отработала по-максимуму. Рассмотрим варианты противодействия разным противникам.

Зерг против террана

Стандартная стратегия от зерга и от террана: зерг ставит вторую базу после того, как построился 12-й рабочий. Сразу после экс-панда закладываем спаунинг-пул. Заказываем еще троих рабочих и третью хэтчери. Ставим газилку, постоянно строим рабочих, апгрейдим хэтчери в лэйер. Затем строим спаэр и, как только он будет готов, заказываем муталисков. Терран при этом играет через барак и потом ставит экс-панд. При этом нужно:• постараться отвлечь внимание террана первыми зерлингами с апгрейдом на скорость (скорость заказывается сразу после лэйера, при этом строится вторая газилка);• затем нужно надоедать противнику муталисками и в то же время строить четвертый хэтчери на экспанде с газилкой,• делать люркеров, чтобы защитить третью базу;• перейти в дефайлеров со свармом. При этом обязательно сделать все апгрейды на зерлингов (адреналин) и дефайлера. Заложить еще одну хэтчери на главной базе и занять четвертый• построить на четвертой базе газилку и перейти в ультралисков;• теперь можно делать апгрейд оверлордам, в том числе дроп, после чего отправиться занимать пятый и шестой экспанды.

Ситуация 1. Контроль муталисками

При стандартном развитии у вас должно вылететь сразу 9 муталисков (и еще два быть в заказе). При таком количестве можно начинать привлекать внимание террана. При этом нужно выманивать пехотинцев по одному или так, чтобы они стояли в линию. Стараться не воевать на открытой местности, используя ландшафт для прикрытия своего войска.При этом следует использовать прием, который называется экспанд. Именно в таком порядке, чтобы не копились деньги и вовремя производились войска; «стек». К одиннадцати муталискам добавляется один оверлорд, в результате чего образуется стек: юниты летают вместе, в одной куче, при этом их намного легче контролировать.

Ситуация 2. Контроль связкой люркеров и зерлингов

Микроконтроль зерлингами заключается в том, чтобы правильно ими забежать и атаковать. Например, у вас пара люркеров и две группы (в группе 12 юнитов) зерлингов, а у врага только два медика и две группы мариносов. Нужно окружить зерлингами мариносов, а люркеров закопать.Если атака носит более массовый характер, скажем, группой люркеров, тремя группами зерлингов и четырьмя скуржами на две группы мариносов, пять медиков, четыре танка и два весселя, главное — закопать люркеров около танков, зерлингами забежать с разных сторон, а скуржей послать на весселей.

Ситуация 3. Контроль дефайлерами, зерлингами и люркерами

Главное в данной связке вовремя использовать сварм, так как если вы опоздаете даже на секунду, зерлинги будут убиты мариносами. Старайтесь использовать сварм заранее в то место, куда через секунду прибегут ваши войска. Самый эффективный сварм — на танки в осадном режиме или у противника на базе.При этом можно использовать следующий прием: сначала выделить дефайлера, а потом добавить к нему в группу зерлингов (через Shift). Получается, что дефайлер в группе на первом плане, и сварм можно будет использовать сразу, щелкнув по его иконке. Если иконка дефайлера при атаке останется где-то в середине группы, то, когда зерлинги начнут погибать, по ней будет сложно попасть.

Ситуация 4. Контроль ультралисками

Самая простая ситуация, однако и здесь есть тонкости. Нужно стараться отводить зараженных ультралисков, чтобы они не повреждали своих, а во время атаки отправлять их в эпицентр битвы, например, в группу мариносов и медиков.

Зерг против Протосса

На текущий момент все стратегии против протосса зависят от карт. В основном, это игра через гидралисков с возможным запиранием протосса (застройкой его санкенами, если позволяет карта), с дальнейшим переходом в зерлингов и апгрейженных ультралисков.

Ситуация 1. Контроль Зерлингами

Допустим, у вас есть четыре зерлинга против одного зилота. Конечно, здесь зерлинги выиграют даже без микроконтроля, а вот если у вас три зерлинга, то можно и проиграть. В этой ситуации отводим поврежденного зерлинга из атаки (зилот может убить его с трех ударов, поэтому отводить юнита надо после двух), а, когда противник начнет бить другого, еще не поврежденного юнита, возвращаем отведенного зерлинга в битву. Если войско зилотов начнет отступление, его можно догонять и грызть на ходу, так как скорость передвижения у зерлингов выше, чем у зилотов. Только отправлять зерлингов в погоню нужно не через атаку, а через движение, а когда они будут уже рядом с противником, давать им приказ атаковать.В более крупной схватке, например, с участием группы зилотов против трех-четырех групп зерлингов, самое главное — обежать противника с разных сторон, чтобы все юниты атаковали одновременно и наносили больше урона.

Ситуация 2. Толпа Гидралисков

В ситуации, когда у вас три группы гидралисков против группы зилотов, двух архонов и двух темпларов, есть несколько вариантов противодействия:- взять заранее шесть гидралисков и постараться убить ими двух темпларов до того, как кинут пси-шторм;- если все-таки пси-шторм сделать успели, то от него нужно постараться увернуться, затем сконцентрировать огонь на архо-нах, а уже потом разбираться с зилотами.

Ситуация 3. Толпа гидралисков и муталисков

Если протосс строит много темпларов и готовится атаковать, нужно собрать девять муталисков (именно столько с одного залпа убьют темплара) и убивать темпларов по-одному. После этого можно нападать толпой гидралисков.

Ситуация 4. Гидралиски и люркеры

Люркеров желательно закапывать в шахматном порядке, чтобы пси-шторм не смог попасть в двух или более юнитов сразу. Этот прием особенно хорош для запирания протосса на его базе. Еще эффективнее он сработает в связке с санкенами.

Ситуация 5. Зерлинги, ультралиски и дефайлер

Главное — окружить протосса и как можно раньше закинуть сварм на архонов или драгунов. После этого нужно скрыть свое войско в сварме, так как стреляющие юниты не наносят урон по тем, кто находится в облаке. Если у протосса есть риверы, то концентрировать атаку ультралисками нужно на них: эти юниты наносят большой урон и бьют сплэшем. Если у де-файлера есть чума, то в первую очередь ее нужно бросать именно на риверов, а уже потом на зилотов и драгунов. Для архонов это заклинание неэффективно, так как они прикрыты мощным щитом. Самая удачная чума — это та, которая кинута до начала сражения: постарайтесь взять одного дефайлера и одного зерлинга, послать зерлинга в разведку, а за ним сразу последует дефайлер с чумой.

Зерг против Зерга

Подобный матч требует предельной концентрации, так как буквально одна ошибка приведет к поражению, потому что вся партия построена на микроконтроле (зерлингов и мугалисков со скуржами).

Ситуация 1. Зерлинги против зерлингов

Здесь нужно особенно внимательно считать войска, как свои, так и противника. Таким образом, вы на 90% будете знать, когда лучший момент для нападения.Если вы шестью зерлингами бежите к врагу и по дороге встречаете тоже шесть зерлингов, нужно первым ударить и стараться, чтобы ваши зерлинги были как можно ближе друг к другу. Для этого, завидев противника, нужно приостановиться, отбежать и построиться. В битве лучше отводить поврежденных юнитов так же, как это было описано в сражении с зилотом.В ситуации, когда толпа зерлингов сражается с такой же толпой юнитов противника, выиграет тот, кто лучше выберет позицию. Нужно стараться расставить войска полукругом, чтобы зерлингам оппонента, находящимся сзади, было сложнее атаковать.

Ситуация 2. Муталиски против мугалисков

Данная партия сводится к одной битве, в которой победа будет за тем, у кого большее количество юнитов. При равном числе мугалисков, выиграет тот, кто сможет правильно контролировать войска: следить за тем, чтобы все юниты атаковали одновременно одного вражеского, убивая их по очереди. Еще очень важно следить за тем, куда летит рикошет, то есть после того, как вы сконцентрировали огонь на одном Муталиске, следите, в кого будут отлетать снаряды: этот уже поврежденный юнит будет следующим, кого вы атакуете.Если противник начинает отступать, его можно преследовать и одновременно стрелять. Для проведения этого приема, нужно делать движение вперед и очень быстро нажимать через атаку в землю (или правой кнопкой мышки щелкать на муталиска) и снова делать движение.

Ситуация 3. Муталиски против скуржей

Контроль мугалисков требует отдельных тренировок на специальных картах. Главная хитрость — использование кнопки «Патрулирование» вместо кнопки «Атака», потому что муталиски реагируют на эту команду практически без задержки. Вы успеваете ударить и быстро отлететь в сторону. Такой прием называется «Hit and Run» и работает только на определенной дистанции, которую нужно научиться чувствовать. Также важно знать, что три муталиска убивают с залпа одного скуржа,Есть разные варианты контроля через патруль. Я опишу тот, которым обычно пользуюсь: допустим, вы улетаете от скуржей. Самое главное — дистанция: если она достаточно большая, то можно смело развернуться, ударить и лететь дальше. На средней дистанции лучше всего использовать патруль. Его нужно нажимать перед носом у мугалисков, при этом они будут разворачиваться, стрелять, а вы в этот момент уже прикажете им двигаться дальше. Близких дистанций нужно избегать: на них муталиски обречены.

Ситуация 4. Муталиски и скуржы против мугалисков и скуржей

И опять главное — все правильно расставить: ваши скуржы должны врезаться во вражеских муталисков, и при этом вы должны отстрелять всех вражеских скуржей с наименьшими потерями. Выиграет тот, кому это удастся лучше всего.Также возможна ситуация, когда у одного муталиски и скуржы, а у другого только муталиски. Например, у вас только муталиски, тогда главное — умело использовать описанный выше прием «Hit and Run». Убив таким образом скуржей, можно будет переключить огонь на вражеских мугалисков.

Если у вас муталиски и скуржи, а у противника только муталиски, нужно скуржами отвлекать его юнитов, а своими муталисками преследовать его и атаковать. Следует успеть нанести как можно больше урона до того, как он расправится с нашими скуржами.